Почему культ бога Митры был популярен в Древнем Риме?

  • admin
  • 09.08.2024
  • 0

В веке по всей Римской империи и в самом Риме появились многочисленные митреумы — подземные святилища, где последователи Митры проводили тайные ритуалы. В мистериях принимали участие Нерон, Аврелиан, Коммод, Диоклетиан и другие императоры. Но в основном в митреумах собирались римские легионеры.

Римские святилища Митры

Почему культ бога Митры был популярен в Древнем Риме?

Зороастризм появился у жителей Иранского нагорья в незапамятной древности, но сама священная книга персов «Авеста» была записана только в эпоху Ахеменидов, то есть в VI-IV веках до нашей эры. По преданию — золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Хранились они в святилище Ахура-Мазды до IV века до нашей эры, когда их по преданию уничтожил Александр Македонский.

Пантеон не для всех

С этого времени и до III века «Авеста» передавалась изустно, пока не была вновь записана в эпоху Сасанидов на языке пехлеви, а ещё через 300 лет — на авестийском языке, созданном специально для записи священных текстов. Так что прочесть «Авесту» и вникнуть в суть зороастризма римляне никак не могли.

Но империя их была велика, она включала несколько восточных сатрапий, и дуалистическое учение о постоянном противостоянии Ахура-Мазды и Ахримана, бога света и бога тьмы, добра и зла, не могло им не понравиться. Ведь римляне охотно включали чужих богов в свой пантеон. Но ни Ахурз-Мазда, ни Ахриман в этот пантеон не попали. Зато в нём оказался Митра.

В Риме Митра «дорос» до уровня полноценного бога, а поскольку у римлян имелись собственные Гелиос и Аполлон, его имя нередко писали так: Митра-Аполлон-Гелиос Христианские авторы, путаясь в этом языческом многообразии, и вовсе считали, что в Персии маги поклоняются тройному Митре.

Победитель быка

Прежде чем стать популярным римским богом, Митра побывал в богах у киликийских пиратов. В Киликию его культ попал из стран Малой Азии и широко распространился. Пираты считали, что это божество, приносит победу и удачу. Долгое время Митра им эту удачу приносил. Не один торговый корабль оказался в их руках.

По всей Киликии располагались «гнезда» пиратов. Римляне даже не особо верили, что это зло можно как-нибудь победить. Они отправляли против пиратов военные экспедиции, но пираты просто меняли адреса «гнёзд».

Ни Марку Антонию Оратору ни Публию Сервилию Ватию Исаврику не удалось с ними покончить. Дошло до того, что в 67 году до нашей эры они сожгли римскую Остию, вот тогда-то на борьбу с пиратами отправили Помпея, наделив невиданными полномочиями.

Пиратов он усмирил, часть ив них насильно переселил в Апулию, часть сама сбежала в безлюдные места Малой Азии, часть растворилась среди населения по всей империи. Эти переселенцы принесли с собой и культ Митры. В распространении этого культа поучаствовали и легионеры самого Помпея. За время камлании его войско близко познакомилось не только с пиратскими обычаями, но и с их божеством. И Митра им понравился.

Митра был правильным богом. Он покровительствовал воинам, помогал им вовремя заметить врагов и опасность, наделял чудодейственной силой. Все победы легионеры приписывали содействию Митры. Так что скоро в римских военных лагерях появились митреумы. Устраивался митреум просто, для этого годилась любая пещера, любое подземелье, а то и просто помещение со сводчатым потолком.

Из небольшого помещения коридор вёл в основной зальчик, обычно ниже уровня земли, где находился алтарь с рельефом, изображающим тавроктонию, убийство Митрой быка, и прочими сценками из жизни этого бога. Интересно, что в традиционном зороастризме Митра ничего подобного не делал: быка в «Авесте» убивал не он, а бог тьмы Ахриман. Но римский Митра разительно отличался от персидского. Он любил кровь.

Сцена убийства быка очень показательна. Митру изображали сидящим верхом на быке, подогнув ногу, левой рукой он зажимал ноздри быку, правой наносил сильный удар. Кровь хлестала. Из неё вырастала виноградная лоза. Из раны на боку или из хвоста росли колосья. Тавроктония располагалась по центру помещения или в нише у стены.

Мистерии Митры

Митреумы никогда не были особо большими. Они вмещали около 30 человек. Римляне не расширяли этих помещений, если последователей Митры становилось много, они просто строили ещё один митреум. По сути большое количество людей только мешало. Ведь здесь собирались не только для почитания бога, но и для проведения особых тайных ритуалов, о которых известно очень мало. Участвовать в них могли только мужчины, которые имели разные степени посвящения.

Всего таких степеней было семь: ворон, сокрытый, воин, лев, перс, солнечный вестник, отец. Для каждой степени существовал особый ритуал посвящения. Только научившись Отказываться от всего лишнего и контролировать свои чувства, последователь Митры мог стать отцом. Или даже отцом отцов — высший доступный титул. Достичь его значи-ло уподобиться Митре, стать Митрой.

Неудивительно, что мистерии практиковали императоры. Нерон даже построил фантастический Золотой дворец, где находился роскошный митреум с вращающейся платформой и «небосводом». Митраизм Нерон перенял у армянского царя Тиридата, который уже считался «Митрой». Очевидно, у него же прошёл посвящение степень за степенью. И тоже стал богом.

Почему культ Митры проиграл Иисуса Христа

В Риме Митра должен был Нравиться больше Христа. Митра, в отличие от убогого Иисуса, был настоящим героем. Он и вёл себя как греческий или римский герой — рисковал, сражался, побеждал. Красивый, сильный, с совершённым телом. Идеальный воин, идеальный бог. Недаром его сразу посчитали своим легионеры. На вооружение Митру взяли и люди образованные.

Им нравилось, что этапы посвящения приводят к духовному Росту, просветлению, избавлению от пороков. Многие философы и поэты потянулись в митреумы. Даже плебс, недовольный своим обесцененным статусом, тоже стал поклоняться Митре. Для них Митра стал богом справедливости.

И христианские священники сразу поняли, чем это грозит их молодой вере. Ведь в одной только Германии были тысячи митреумов, в Риме существовало почти 100! Митреумы археологи находят по всей Европе, в том числе и в далёкой Британии. За два первых века нашей эры Митра стал главным римским богом. А самым неприятным для христиан оказалось то, что обряды мистерий были очень похожи на христианские таинства.

Святая вода? В митреумах пили воду Митры.

  • Причастие? На ритуальных трапезах ели мясо убитого Митрой быка и пили вино.
  • Помазание? И у митраистов было помазание — и кровью, и водой.
  • Отпущение грехов? Но в митреумах учили преодолевать страсти и пороки, это давало гораздо больше исповеди. Более того, одним из титулов Митры было «сотер», то есть Спаситель! Тогда почему же Митра уступил Иисусу?

Прежде всего, Митра вдруг перестал помогать легионерам. Началась череда военных поражений. Воины переживали это болезненно. К тому же не все императоры благоволили Митре. Некоторые вынудили сделать проведение мистерий практически подпольным занятием. Да и христиане распускали страшные слухи о том, что делается в митреумах.

Это было ложью, но многие верили. Но последним гвоздём в гроб митраизма стало признание императором Константином христианства государственной религией. Новообращённые братья и сёстры бросились громить митреумы и убивать патеров. К V веку непобедимый Митра потерпел окончательное поражение.

Источник: ufospace.net

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *